ПРОГРАММА КУРСА
«Системный аналитик. Системный анализ в software Project»

«Авторское свидетельство №0010238»

Раздел. 1. Обозначения, сокращения, определения понятий

АИС — Автоматизированная информационная система
АИБ-П — Автоматизированные информационные бизнес процессы
АСУТП — Автоматизированная система управления технологическими процессами
АЧ — Аппаратная часть
БД — База данных
Б-П — Бизнес-процесс
ИП — Информационные процессы
ИБ-П — Информационные бизнес-процессы
НПБ — Нормативно-правовая база
ОБПО — Общесистемное базовое программное обеспечение
ООПО — Общесистемное операционное программное обеспечение
ПО — Программное обеспечение
СА — Системный аналитик
СУБД — Система управления базами данных: ОБПО
ТЗ — Техническое задание
Sw — Прикладное программное обеспечение
SwP — Software Project — проект по разработке прикладного программного обеспечения
Sa — Системный анализ
Sd — Предметная область
ЯСЧ — Языковая система Человека
О1 — Объект, воздействующий
О2 — Объект воздействия

Раздел. 2. Тема 1. Фундаментальные понятия системного анализа. Часть 1

I. ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ
1. Системный анализ. Системный подход. Системное мышление
2. Системный анализ в SwP
3. Обоснование выбора системного анализа в качестве основополагающего принципа в SwP
4. Методы познания
5. Система
5.1. Свойства систем
5.2. Классификация систем
5.2.1. Классификация систем по рангам
5.2.2. Пример физической термодинамической классификации систем
5.2.3. Другие классификации систем
5.3. Примеры систем
6. ИНФОРМАЦИЯ.
6.1. Системность Мироздания – основа ее формы существования
6.1.1. Наличие связи между объектами – основополагающий фактор существования объектов и Мироздания
6.1.2. Изменения объектов влияют на другие объекты
6.1.3. Реакция динамического взаимодействия
6.1.4. Особые новые свойства О2
6.2. Человек – это один из объектов Мироздания
6.2.1. Главные уникальные особенности Человека по взаимодействию со средой обитания
6.2.2. Принципиальные свойства системы взаимодействия Человека
6.2.3. Восприятие
6.2.4. Осмысление
6.3. Определение информации
7. ЯЗЫКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
7.1. Уникальные особенности Человека по взаимодействию с другим Человеком
7.2. Два особых вида воздействия ЯСЧ1 на ЯСЧ2: звук и свет
7.3. Язык – система создания, преобразования и развития звукового и светового вида языковой информации
7.4. Слово – основной элемент языка
7.5. Характеристики языковой информации
7.6. Общепринятые системы и шкалы измерения количественных характеристик языковой информации
7.7. Характеристики речевой языковой информации
7.8. Характеристики письменной языковой информации
7.9. Основные разделы языка, наиболее применяемые в системном анализе
7.10. Практические правила применения основных элементов значения слова в практике моделирования Sd
7.11. Сигнал как особый вид языковой информации
7.12. Общепринятая классификация информации.
8. Понятийный аппарат

Раздел. 3. Тема 2. Фундаментальные понятия системного анализа. Часть 2

1) Примеры характеристик
2) Классификация характеристик
3) Принципы создания характеристик
4) Общая схема абстрактной характеристики
5) Виды взаимодействия между характеристиками
6) Модель как совокупность характеристик. Макет
7) Управление
8) Система управления
9) Классификация систем управления
10) Информационная природа систем управления
11) Примеры информационных систем
12) Механизация, Автоматизация, Интеллектуализация
13) Машина
14) Манипулятор
15) Классификация механических манипуляторов
16) Автоматизированная система управления
17) Автоматизированная информационная система
18) Классификация АИС
19) АИС Компании
20) Подсистемы АИС

Раздел. 4. Тема 3. Предметная область как объект автоматизации.

1) Вводная часть
2) Основной состав предметной области
3) Природа предметной области
4) Предметы моделирования
5) Основные свойства Б-П
6) Основной состав Б-П
7) Отличие Б-П от их моделей
8) Специфика представления моделей Б-П в методологиях. Выработка СА собственных представлений моделей Б-П
9) Схема выделения АИБ-П
10) Роль СА в моделировании Б-П
11) Абстрактная модель Объекта Sd

Раздел. 5. Тема 4. Моделирование компании как основного вида Sd.

1) Вводная часть
2) Основные характеристики Компании
3) Классификация Компаний
4) Основные положения
5) Организационная структура абстрактной модели компании
6) Организационная структура абстрактной Компании
6.1) Линейная организационная структура
6.2) Функциональная организационная структура
6.3) Процессная организационная структура
6.4) Проектная организационная структура
6.5) Эдхократический подход
7) Нормативно-правовая база компании
8) Метод моделирования компании с помощью абстрактной модели Компании

Раздел. 6. Тема 5 . Автоматизация информационных бизнес-процессов Sd.

1) Информационные бизнес-процессы (ИБ-П)
1.1) Классификация ИБ-П
1.2) Общие синонимические названия операций информационных процессов
1.3) Информационный цикл ИБ-П
2) Идентификационные характеристики ИБ-П
3) Чем является автоматизация в деятельности компании
4) Технико-экономическая целесообразность и рациональность автоматизации бизнес-процессов Компании

Раздел. 7. Тема 6 . Моделирование Sw.

Моделирование Sw:
1) Понятийный аппарат
1.1) Рабочее определение «характеристики»
1.2) Рабочее определение «общей характеристики»
1.3) Рабочее определение «частной характеристики»
2) Состав моделей Sw.
3) Модель бизнес-информации.
3.1) Концептуальная модель.
3.2) Морфологическая модель.
3.3) Синтаксическая модель.
3.4) Параметрическая модель.
3.5) Структурно-параметрическая модель.
3.6) Логическая и математическая модель.
3.7) Программная модель.
4) Технико-технологическая модель
5) Файловая модель
6) Схема преобразования форм моделей.
7) Презент и бизнес-логика. Форматно-логический контроль.
8) Функциональная модель.

Логическое и техническое преобразование параметрических моделей бизнес-информации в модели БД. Моделирование БД:
1) Рабочие определения
2) Понятия и основные характеристики Сущности и Связи в модели данных «Сущность-Связь».
3) Экспертно-идентификационные методы идентификации материальных Объектов в Сознании Человека и компьютерных системах.
4) Биометрические, физико-химические, метрологические и иные методы идентификации материальных объектов.
5) Особенности идентификации материальных и нематериальных Объектов: биологических, технических, виртуальных, иных.
6) Криминалистические методы идентификации Объекта — Человек. Дактилоскопия, Габитоскопия, Идентификация по ДНК, сетчатке глаза, запаху, субъективному портрету, др.
7) Основные характеристики объективных и субъективных проблем идентификации материальных объектов в компьютерных системах. Автоматизированные экспертно-идентификационные информационные системы: Автоматизированные дактилоскопические информационные системы, Автоматизированные габитоскопические информационные системы, др.
8) Основные методы косвенной идентификации материальных объектов в компьютерных системах. Косвенные идентификационные признаки материальных объектов.
9) Методы определения идентификационных параметров Сущностей и Связей.
10) Методы построения параметрической модели Сущностей и Связей.
11) Реляционная БД
12) Нормализация БД
13) Формы нормализации
14) Модель данных «Сущность-«Связь» в реляционной СУБД.
15) Методы построения параметрической модели Сущностей и Связей в реляционной СУБД.
16) Типы связей в реляционных СУБД.
17) Связь “один-к-одному” в реляционных СУБД
18) Связь “один-ко-многим” в реляционных СУБД
19) Связь “многие-ко-многим” в реляционных СУБД

Моделирование бизнес-информации Sw:
1) Тезисы
2) Определения
3) Формализация бизнес-информации
4) Параметризация
5) Унификация бизнес-информации
6) Представления
7) Правила обработки бизнес-информации
8) Тестовая модель данных

Раздел. 8. Тема 7 . SwP как деятельность по созданию АИС.

1) Основные характеристики SwP
2) Классификация SwP
3) Состав этапных видов работ-макрозадач SwP
4) Аналогия SwP с макрозадачей
5) Продолжительность проекта
6) Масштабность проекта
7) Ресурсоемкость проекта
8) Начальные условия SwP
9) Исходные данные начальных условий, определяемых Заказчиком
9.1) Определена область автоматизации
9.2) Наличие концепт-модели
9.3) Наличие математической модели Sw
9.4) Наличие моделей Б-П, ИБ-П и АИБ-П
9.5) Наличие ТЗ на разработку Sw
9.6) Технорабочий проект — техпроект
9.7) Технические и документальные наработки по незавершенному проекту, который необходимо завершить
9.8) Прототип Sw: функциональное устаревшее Sw, которую необходимо заменить на новое
9.9) Прототип АИС: функциональная АИС, которую необходимо функционально повторить
9.10) Требования по применению определенного общесистемного операционного программного обеспечения (ООПО)
9.11) Требования по применению определенного общесистемного базового программного обеспечения (ОБПО)
9.12) Требования по применению программных сред, средств, технологий
9.13) Требования по применению элементов аппаратной части тех. среды
9.14) Требования по применению элементов или все компонент телеком. среды
9.15) Требования по подключению к др. ПО, АИС, АСУТП, СУБД, шинам данных
9.15.1) На уровне АЧ
9.15.2) На уровне программного интерфейса
9.15.3) На уровне БД
9.15.4) На уровне внешних пакетов данных
10) Идентификационные характеристики проекта
11) Состав команды проекта
12) Основные риски ИТ-проекта
13) Нагрузка выполнения процессов в SwP
14) Характеристика нагрузки по периодам.
15) Виды участия ИТ-компании в реализации SwP

Раздел. 9. Тема 8. Методика СА . Построение коммуникационной среды.

1) Определения
2) Состав коммуникационной среды
3) Организация коммуникационной среды
4) Создание коммуникационной среды между Заказчиком и Исполнителем
4.1) Методы добычи информации
4.2) Создание партнерской атмосферы в SwP
4.3) Классификация информации
4.4) Источники информации
4.5) Основные характеристики источников информации
4.5.1) Интернет-ресурсы
4.5.2) Доступная литература (библиотечные фонды, др)
4.5.3) Материалы и документация, полученная от Заказчика
4.5.4) Наблюдение
4.5.5) Анкетирование
4.6) Методика проведения опроса
4.6.1) Организация опроса
4.6.2) Определение и согласование состава экспертов – разработка карты опроса
4.6.3) Выработка и утверждение нормативных документов для проведения опроса Формирование соответствующих указаний и разрешений эксперту от руководства заказчика по проведению опроса
4.6.4) Определение и согласование времени, места и условий проведения опроса – разработка карты опроса
4.6.5) Определение материалов (анкеты, НПБ, наработки и др.) и оборудования – разработка карты опроса (диктофон, ноутбук, др.) для проведения опроса
4.6.6) Согласование плана опросов с группой помощников СА
4.6.7) Важность формулировки и создания моральной атмосферы задания первого вопроса
4.6.8) Проведение опроса
4.6.9) Обработка полученной информации
4.6.10) Общие рекомендации
5) Стили взаимодействия Исполнителя с Заказчиком

Раздел. 10. Тема 9. Методика СА. Управление объемом работ.

1) Значение объема работ
2) Примеры приемов стихосложения
3) Характеристики объема работ
4) Классификация требований
5) Аспекты семантического разрыва между интерпретациями требований
6) Специфика неточности базовых требований
7) Теоретические аспекты расчета ресурсозатрат
8) Методы нормирования труда
9) Причины и предпосылки появления текущих требований у Заказчика
10)Аспекты практического определения объемов работ по базовым требованиям
11)Цикл отработки текущих требований
12)Схема анализа текущих требований
13)Учет текущих требований
14)Балансирование тонких текущих требований
15)Принципы и методы убеждения Заказчика в балансе объема работ
16)Отрицательное влияние взаимных компромиссов в интересах Заказчика и исполнителя

Раздел. 11. Состав раздаточного материала

№ п/п Наименование материала Форма материала Кол-во экземпляров, шт
1 Конспект теоретических занятий по курсу «Системный анализ в Software Project» Бумажная распечатка формата А4 в черно-белом цвете в мягком переплете 1
2 Практические задания на дом Бумажная распечатка формата А4 в черно-белом цвете отдельными листами 10
3 Комплект практических заданий в аудитории Бумажная распечатка формата А4 в черно-белом цвете отдельными листами 10

Раздел. 12. Расписание занятий

№ п/п Дата Время Тема Лекции Практика
1 09:00 11:00 Тема 1. Фундаментальные понятия системного анализа. Часть 1 1 0
2 09:00 11:00 Тема 2. Фундаментальные понятия системного анализа. Часть 2 1 0
3 09:00 11:00 Тема 3. Предметная область как объект автоматизации. 1 0
4 09:00 11:00 Тема 4. Моделирование компании как основного вида Sd. 1 0
5 09:00 11:00 Тема 5 . Автоматизация информационных процессов Sd. 1 0
6 09:00 11:00 ема 6 . Моделирование Sw. 1

0
7

09:00

11:00

Тема 7 . SwP как деятельность по созданию АИС.

1 0
8 09:00 11:00 Тема 8. Методика СА. Построение коммуникационной среды. 1 0
9 09:00 11:00 Тема 9. Методика СА. Управление объемом работ. 1 0
10 09:00 11:00 Практические занятия 0 1
11 09:00 11:00 Практические занятия 0 1
12 09:00 11:00 Практические занятия 0 1
13 09:00 11:00 Практические занятия 0 1
14

09:00 11:00 Практические занятия 0 1
15 09:00 11:00 Практические занятия 0 1
16 09:00 11:00 Практические занятия 0 1
17 09:00 11:00 Практические занятия 0 1
18 09:00 11:00 Практические занятия 0 1
19 09:00 11:00 Практические занятия 0 1
20 09:00 11:00 Практические занятия 0 1
Всего занятий 9 11

Период обучения: 3 дня в неделю с общим периодом — 7 недель,
Продолжительность одного занятия: 120 минут,


Thanks: Lifestar